![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Басов Блохинцев Боголюбов Вавилов Иоффе Капица Ландау Лебедев Попов Фан-Дер-Флит Флеров Фок Франк Френкель Фридман Чижевский Черенков |
ФАН-ДЕР-ФЛИТ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ(1870–1941)
Русский инженер и ученый в области прикладной механики. Родился в Петербурге 29 октября (10 ноября) 1870 в семье профессора физики Петербургского университета Петра Петровича Фан-дер-Флита. Семья эта голландского происхождения обосновалась в России в первой половине 18 в. В 1889 Фан-дер-Флит окончил гимназию при Историко-филологическом институте и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, математическое отделение которого окончил в 1895 с дипломом 1-ой степени, после чего был оставлен на два года при кафедре практической и теоретической механики «для подготовки к профессорскому званию». С 1902 Фан-дер-Флит вел преподавательскую работу на Кораблестроительном отделении незадолго до того учрежденного и только что открывшегося Санкт-Петербургского Политехнического института. Здесь его деятельность почти сразу же сосредоточилась на кафедре теории корабля. Интерес к теории корабля появился у Александра Петровича в результате увлечения парусным спортом. В 1899 он спроектировал рассчитанную для плавания во льдах яхту «Мечта» для полярной экспедиции известного художника А.А.Борисова (1866–1934) и судно для службы рыболовства на Аральском море. В 1904 после защиты диссертации назначен экстраординарным профессором. В 1906–1909 – секретарь кораблестроительного отделения, а с 1909 – ординарный профессор Политехнического института по кафедре теории корабля. Лодки конструкции Фан-дер-Флита использовались Петербургской спасательной службой. В Галерной гавани функционировала «Яхтенная верфь А.П.Фан-дер-Флита», занимавшаяся постройкой и проектированием спасательных ботов и лодок, парусных и моторных яхт, моторных лодок, мелкосидящих судов разного типа, а также буеров для катания на льду. С 1909 Фан-дер-Флит начал читать также курс аэродинамики на организованных при Кораблестроительном отделении Политехнического института воздухоплавательных курсах. В начале 1911 он опубликовал обширный курс Аэромеханики, охватывавший широкий круг вопросов и явившийся первым русским руководством такого рода. В 1909 при Кораблестроительном отделении открылись Курсы авиации и воздухоплавания – первая высшая авиационная школа России, имевшая право выдавать дипломы и свидетельства об авиационном образовании. А.П.Фан-дер-Флит курировал в Политехническом институте всю сеть учебных заведений авиационного профиля и преподавал в некоторых из них. Среди его учеников был ряд известных авиаконструкторов и летчиков, в том числе Н.Н.Поликарпов (1892–1944). Параллельно с работой в Политехническом институте, получившем в 1910 имя Петра Великого, Фан-дер-Флит состоял с 1908 профессором Императорского Лесного института по кафедре прикладной механики, а с 1911 – директор этого института. В 1915 назначен членом Совета Министра земледелия. В 1912 удостоился «Высочайшей благодарности за выдающуюся распорядительность и примерное исполнение служебных обязанностей», а в 1914 получил чин действительного статского советника, эквивалентный первому военному генеральскому чину. В годы Первой мировой войны принимал участие в научно-технических консультациях по военным вопросам и, в частности, в связи с создававшейся по инициативе Великого князя Александра Михайловича военной авиацией. В 1916 он был введен в качестве постоянного члена в Технический комитет учрежденного тогда Управления военно-воздушного флота. Здесь он занимался решением ряда проблем, связанных с анализом конструкций и аэродинамики построенных и проектировавшихся самолетов. В 1920 Фан-дер-Флит принял обусловленное создавшейся ситуацией решение эмигрировать. На парусном он с семьей высадился в Варне. Запросив своих коллег в Белграде и Праге и получив приглашения в оба эти университетские города, Фан-дер-Флит выбрал Прагу, и 1 января 1921 вместе с семьей пересек чешскую границу. В 1925 он получил чехословацкое гражданство. Скончался в Праге 1 сентября 1941. |